Preview

Сибирский вестник сельскохозяйственной науки

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Внешняя скоростная характеристика дизеля при работе на охлажденном топливе

https://doi.org/10.26898/0370-8799-2025-4-8

Аннотация

Представлены результаты исследования возможности улучшения показателей дизеля Д-243 (тип 4Ч 11/12,5), предназначенного для сельскохозяйственного трактора, при его работе на охлажденном топливе. Исследования проведены на компьютерной модели. Рассчитаны два варианта внешней скоростной характеристики дизеля: при типичной температуре топлива в распылителе форсунки, равной 380 К; при охлаждении топлива до 303 К (30 °С). Частота вращения коленчатого вала дизеля изменялась от 1000 до 2200 мин–1. Эффективная мощность и крутящий момент дизеля при работе на охлажденном топливе оказались выше на 16,9–17,8%. Этот результат в основном обеспечивается за счет роста часового расхода топлива на 16,4–16,8%. Удельный расход топлива отличается в пределах ±1,9 г/(кBт·ч), причем при охлаждении с выгодным результатом в наиболее востребованном диапазоне частоты вращения: 1800÷2200 мин–1. Основной термодинамический параметр – эффективный КПД – изменяется на ±1,1% относительно первого варианта, что свидетельствует о сохранении качества рабочего процесса дизеля. Дымность на охлажденном топливе выше и имеет абсолютную разницу 1–10%. Эмиссия оксидов азота увеличивается на 0,9–1,4 г/(кВт·ч). Выбросы парникового газа, наоборот, снижаются на 0–6 г/(кВт·ч). За счет принудительного охлаждения подаваемого топлива возможно существенное улучшение тягово-мощностных свойств дизеля Д-243 при работе по внешней скоростной характеристике в период весенне-летней эксплуатации. Экологические показатели значительно не изменяются. Следует ожидать увеличения смазывающей способности современного малосернистого дизельного топлива при его охлаждении и повышения надежности топливной системы в указанный период эксплуатации трактора. При этом изменения в работе топливной системы происходят те же, что при естественном охлаждении топлива в осенне-зимний период эксплуатации в условиях континентального климата Западной Сибири и других регионов. Регулировочные параметры топливной системы остаются неизменными.

Об авторе

Е. М. Таусенев
Алтайский государственный аграрный университет
Россия

Таусенев Евгений М., доцент кафедры, кандидат
технических наук, доцент

Россия, 656049, Алтайский край, Барнаул, пр.  Красноармейский, 98



Список литературы

1. Крохта Г.М. Особенности эксплуатации тракторов в условиях низких температур: монография. Новосибирск: Золотой колос, 2017. 376 с.

2. Ovtov V.A., Orekhov A.A., Polikanov A.V. Bench tests of the modernized tractor diesel // Volga Region Farmland. 2021. N 2 (10). P. 93–97. DOI: 10.26177/VRF.2021.10.2.015.

3. Таусенев Е.М. Об установке охладителя топлива на трактор К-744Р2 с дизелем 8481.10 при выполнении ремонтно-обслуживающих работ // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2020. № 7 (189). С. 137–145.

4. Кривцов С.Н., Кривцова Т.И. Изменение смазывающих свойств дизельного топлива при добавлении в него растительного масла // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. 2021. Т. 18. № 5 (81). С. 534–543. DOI: 10.26518/2071-7296-2021-18-5-534-543.

5. Husen E., Walle M. Effect of fuel temperature on diesel engine performance and emission characteristics for ethanol – diesel blend fuel // Global Scientific Journals. 2021. Vol. 9. Is. 3. Р. 808–821.

6. Мальчевский В.П., Варбанец Р.А. Дослідження ефективності системи охолодження палива суднового дизеля на базі нових холодоагентів // Двигуни внутрішнього згоряння. 2021. № 1. С. 3–9. DOI: 10.20998/0419-8719.2021.1.01.

7. Кулешов А.С., Кулешов А.А., Марков В.А., Фурман В.В., Плахов С.В. Расчетные исследования параметров рабочего процесса дизельного двигателя с добавками аммиака во впускную систему // Двигателестроение. 2023. № 3 (293). С. 71–93. DOI: 10.18698/jec.2023.3.71-93.

8. Марков В.А., Кулешов А.С., Неверов В.А., Са Б., Зенкин А.Н. Совершенствование процессов распыливания и смесеобразования при работе дизеля на смесевых биотопливах // Двигателестроение. 2021. № 1 (283). С. 3–12.

9. Кулешов А.С., Гордин М.В., Марков В.А., Барченко Ф.Б., Карпец Ф.С. Расчетное исследование рабочего процесса двухтопливного водородного двигателя // Двигателестроение. 2022. № 3 (289). С. 70–96. DOI: 10.18698/jec.2022.3.70-96.

10. Кулешов А.С., Марков В.А., Фурман В.В., Плахов С.В. Расчетное исследование влияния запальной дозы дизельного топлива на рабочий процесс газодизельного двигателя // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. 2022. № 12 (753). С. 87–106. DOI: 10.18698/0536-1044-2022-12-87-106.

11. Таусенев Е.М. О возможности повышения мощности автотракторного дизеля при охлаждении топлива // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2024. № 4 (234). С. 93–96. DOI: 10.53083/1996-4277-2024-234-4-93-96.


Рецензия

Для цитирования:


Таусенев Е.М. Внешняя скоростная характеристика дизеля при работе на охлажденном топливе. Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. 2025;55(4):75-82. https://doi.org/10.26898/0370-8799-2025-4-8

For citation:


Tausenev E.M. External speed characteristics of a diesel engine when operating on cooled fuel. Siberian Herald of Agricultural Science. 2025;55(4):75-82. (In Russ.) https://doi.org/10.26898/0370-8799-2025-4-8

Просмотров: 5


ISSN 0370-8799 (Print)
ISSN 2658-462X (Online)