ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ХИМИЗАЦИЯ
Изучены возможности использования супрамолекулярных комлексов тебуконазола с растительными полисахаридами против болезней листьев яровой пшеницы. Эксперимент (2018, 2019 гг .) проведен в посевах сортов Новосибирская 31 и Обская 2 в лесостепной зоне Западной Сибири. Результаты испытаний сравнивали с эффективностью фунгицида Фоликур, КЭ (д.в. тебуконазол, 250 г/л, норма расхода 1 л/ га). Однократное применение комплексов тебуконазола с экстрактом корней солодки (соотношение 1 : 5) и арабиногалактаном (соотношение 1 : 10) с нормой расхода 0,5 кг/га в начале колошения пшеницы подавляло развитие септориоза, бурой ржавчины и мучнистой росы в течение 30 дней после обработки. Биологическая эффективность изучаемых комплексов на посевах сорта Новосибирская 31 была высокой и составила 95,0 и 85; 98,5 и 95,3; 86,4 и 71,0% соответственно (эталона – 97,5; 99,4 и 98,9%). Пораженность септориозом Обской 2 снизилась на 92,3 и 94,0%, в варианте с Фоликуром – на 99,8%. Фунгицидные комплексы увеличивали ассимиляционную поверхность флагового листа у Новосибирской 31 на 34,8 и 35,8%, Обской 2 на 32,4 и 22,9%, Фоликур на 29,8 и 26,1%. Отмечено также повышение числа зерен в колосе у Новосибирской 31 на 26,7 и 23,3%, у Обской 2 на 11,4 и 8,9%, при применении Фоликура на 27,6 и 7,1%. Масса 1000 зерен у Новосибрской 31 возросла на 18,1 и 18,7%, у Обской 2 на 13,7 и 14,1%, что больше, чем в варианте с Фоликуром 9,1 и 6,2%. Масса зерна главного колоса при обработке пшеницы Новосибирская 31 и Обская 2 комплексом тебуконазола с экстрактом корней солодки увеличилась на 50,0 и 20,2%, с арабиногалактаном – на 44,9 и 17,7%, что выше показателей эталона – 39,8 и 14,6%. Защита посевов изучаемыми комплексами обеспечила повышение урожайности зерна яровой мягкой пшеницы Новосибирская 31 на 18,7 и 17,8%, Обская 2 на 19,8 и 14,8% (Фоликуром на 16,2 и 12,1%). Применение механокомплексов тебуконазола с экстрактом корней солодки и арабиногалактаном при снижении норм расхода действующего вещества примерно в 2,9 и 5,6 раза обеспечивает эффективность не ниже или даже выше, чем коммерческий фунгицид Фоликур.
РАСТЕНИЕВОДСТВО И СЕЛЕКЦИЯ
ЗАЩИТА РАСТЕНИЙ
Представлены результаты многолетних опытов по изучению эффективности комплексного применения средств защиты растений, удобрений на фоне различных обработок почвы при возделывании озимой пшеницы сорта Московская 39. Исследования проведены в условиях Европейского Нечерноземья Московской области на дерново-подзолистой среднесуглинистой среднеокультуренной почве. Показано, что сорная растительность в основном представлена широколистными видами с количеством от 270 до 370 шт./м2. Среди вредителей доминируют злаковые тли и клопы-слепняки. Из болезней отмечены корневые гнили – гельминтоспориозная и фузариозная (до 30–40%) – и аэрогенные инфекции – бурая листовая ржавчина (15–28%) и пятнистости листьев (17–25%). Исследования показали высокую индивидуальную эффективность подавления вредных объектов средствами защиты – протравителями семян, гербицидами, фунгицидами и инсектицидами. Засоренность снижалась на 78–85%, развитие корневых гнилей – на 78–81, пораженность листовыми болезнями – на 91–98, вредителей – на 78–100%. При этом отмечена слабая эффективность фунгицида Альто супер против септориоза и инсектицида Каратэ против пшеничного трипса. Долевой вклад защитных мероприятий в сохраненный урожай был следующим: протравители семян – 18%, инсектициды – 21, гербициды – 39, фунгициды – 22%. Наиболее высокий хозяйственный эффект получен при комплексном применении средств защиты растений – до 10,7 ц зерна/га. При этом повышались качество зерна, содержание белка, клейковины и класс зерна. Экономическая эффективность интегрированной системы защиты составила от 4,7 до 8,1 р. на каждый затраченный рубль. Лучший результат по хозяйственной эффективности получен на фоне отвальной вспашки с применением полной дозы минеральных удобрений N90P90K90 и полной интегрированной схемы защиты.
Представлены результаты оценки специфичности действия штамма Bacillus thuringiensis ssp. aizawai по отношению к пяти видам чешуекрылых вредителей (Lepidoptera), относящихся к разным семействам. Смертность личинок, зараженных штаммом B. thuringiensis, значительно варьировала в зависимости от вида насекомого. У четырех видов – капустной белянки (Pieris brassicae L.), капустной совки (Mamestra brassicae L.), большой вощинной огневки (Galleria melonella L.) и боярышницы (Aporia crataegi L.) – гибель особей отмечена на вторые сутки опыта. При этом она существенно различалась между видами и увеличивалась со временем. Капустная моль (Plutella xylostella L.) была более восприимчива к патогену. Существенную смертность личинок этого фитофага наблюдали уже через одни сутки после заражения, на вторые сутки эксперимента погибали все особи. ЛТ90 у устойчивого (боярышница) и чувствительного (капустная моль) видов насекомых различалась в 7 раз. Определены полулетальные концентрации изучаемого штамма B. thuringiensis для тестируемых видов насекомых: на третьи сутки опыта ЛК50 для личинок капустной совки, большой вощинной огневки и боярышницы составляла от 1,7 до 4,5 × 108 спор/ мл. У капустной белянки она была на порядок ниже – 1,8 × 107 спор/мл. Для гусениц капустной моли ЛК50 уже через сутки после заражения составляла 4,25 × 107 спор/мл. Отмечено, что специфичность действия штамма B. thuringiensis связана с различными механизмами системы защиты насекомых от патогенов и обусловлена индивидуальными особенностями вида. В частности, показатель рН экскрементов интактных гусениц чувствительного к B. thuringiensis вида – капустной белянки – был в 2 раза выше, чем у гусениц вощинной огневки – 8,9 и 4,3 соответственно, что является одной из причин восприимчивости (или устойчивости) вида к бактериальному энтомопатогену.
ЖИВОТНОВОДСТВО И ВЕТЕРИНАРИЯ
При завозе крупного рогатого скота из Венгрии, Германии, Голландии и Австралии отмечено множество нарушений ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации. С закупаемым скотом в животноводческие хозяйства попадают возбудители ряда инфекционных болезней. Отмечены случаи заражения завезенного племенного скота туберкулезом. Ученые совместно с практиками Республики Казахстан и Российской Федерации провели ряд обследований животноводческих хозяйств, куда завезен из-за рубежа племенной скот. Подчеркнута необходимость ветеринарно-санитарной обработки помещений до завоза племенного скота. Учитывали уровень кормления таких животных в летний и зимний периоды их содержания. Особое внимание уделено профилактическим диагностическим исследованиям завозимого скота и местных животных, имевших контакт с ними. Для более эффективной диагностики использовали несколько диагностических тестов – от обычной внутрикожной туберкулиновой пробы с ППД туберкулином для млекопитающих до пальпебральной, внутривенной туберкулиновых проб и метода «бустер-эффекта». В диагностике туберкулеза особая роль отведена результатам вскрытия и лабораторного исследования биоматериала, взятого от убитых с диагностической целью животных. В комплексе диагностических исследований для окончательного решения о заболевании туберкулезом животных и общей эпизоотической оценки стада по туберкулезу животных предложена диагностическая оценка показания внутрикожной складки – 5 мм и более. Проведены комплексные прижизненные диагностические мероприятия, послеубойная диагностика реагирующих на туберкулин животных, надлежащие ветеринарно-санитарные мероприятия в животноводческих помещениях, исключен контакт завезенных из-за границы животных с местным крупным рогатым скотом и другими домашними животными, а также птицей. Комплексные мероприятия позволяют надежно профилактировать и диагностировать случаи заболевания туберкулезом как у завозимого из-за границы, так и местного скота при размещении его в специально подготовленных животноводческих помещениях.
На основе использования лучшего отечественного и мирового генофонда голштинской породы создана отечественная высокопродуктивная, адаптированная к природно-климатическим условиям Сибири порода крупного рогатого скота с генетическим потенциалом более 10 000 кг молока за лактацию. При ее выведении использовали разные варианты воспроизводительного скрещивания. В результате получена конкурентоспособная порода скота с поголовьем 26 770 гол. Продуктивность 10 129 коров на момент апробации породы составила в среднем 7461 кг молока жирностью 3,78% и содержанием белка 3,16%. По удою и содержанию белка в молоке они превосходят коров черно-пестрой породы соответственно на 1460 кг и 0,05%. Однако животные исходной породы отличаются на 0,14% повышенной жирностью молока. Живая масса коров породы Сибирячка больше, чем у коров черно-пестрой породы, на 36 кг (6%). Молодняк новой породы интенсивно растет и развивается. Во все возрастные периоды их живая масса выше черно-пестрых сверстниц. Среднесуточный прирост от рождения до года у телок новой породы был 770 г , у черно-пестрых сверстниц – 700 г . За период выращивания до 18 мес ежедневный прирост составил в среднем соответственно 706 и 673 г . Живая масса телок в 18 мес составляет 424 кг , черно-пестрых – 405 кг , что позволяет осеменить телочек породы Сибирячка на 24 дня раньше. Средний выход телят за 3 года по новой породе составил 82,7%, у исходной он был меньше на 3,7%. Срок использования коров созданной породы составляет 3,47 отелов, что на 8% больше по сравнению с черно-пестрой.
МЕХАНИЗАЦИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Проведен анализ эпизоотической ситуации по вирусному артриту-энцефалиту коз на территории Новосибирской области. Средств специфической профилактики по данному заболеванию не разработано, поэтому наиболее ранние методы диагностики, а также изучение его эпизоотологии являются актуальными. Исследования проходили в 2019 г . Для изучения распространения положительно реагирующих на вирусный артрит-энцефалит коз исследовано 198 проб сыворотки крови от коз различного пола, породы и возраста, содержащихся в личных подсобных хозяйствах и крестьянско-фермерских хозяйствах, расположенных на территории Новосибирского, Искитимского, Ордынского, Коченевского, Мошковского и Маслянинского районов Новосибирской области.Для изучения наличия антител к вирусу артриту-энцефалиту коз в диагностических титрах пользовались методом непрямого иммуноферментного анализа с помощью набора для выявления антител против MVV/CAEV в сыворотке крови коз (ID Screen® MVV/CAEV Indirect Screening test). Из 198 обследованных животных у 86 обнаружены диагностически значимые титры антител к вирусу артриту-энцефалиту коз, что составляет 43,4% от исследуемого поголовья. Сомнительно реагирующих оказалось 2 гол., что составило 1%. В сыворотке крови остальных животных (55,6%) антител к вирусу артриту-энцефалиту коз не обнаружено. Максимальное количество положительно реагирующих животных отмечено в Новосибирском районе – 66,7%. На втором месте по степени вирусоносительства оказался Маслянинский район – 47,5% проб сыворотки крови коз показали высокий титр антител к вирусу артритуэнцефалиту коз. Полученные данные указывают на то, что, как минимум, в пяти районах Новосибирской области присутствуют очаги распространения вируса к артриту-энцефалиту коз.
ИЗ ИСТОРИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ НАУКИ
НАШИ ЮБИЛЯРЫ
ISSN 2658-462X (Online)